ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ МПС КУРСАНТОВ

Подполковник Игорь ГРАБОВСКИЙ, начальник научно-исследовательского отделения Социологического центра Вооруженных Сил РФ

В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ (МПС) курсантов высших военных учебных заведений (ввузов) одним из основных направлений деятельности командного и педагогического состава должно быть целенаправленное комплексное воздействие на их мотивационную сферу, повышающее мотивацию продолжения службы после окончания ввуза, основанную на широких социальных, военно-профессиональных и нравственных мотивах. Все воздействия на мотивационную сторону МПС курсантов можно разделить на субъективные и объективные. К субъективным воздействиям относится деятельность офицеров и курсантов в конкретном ввузе. К объективным – такие воздействия, которые влияют на мотивацию курсантов независимо от желания, потребности и деятельности их самих, а также конкретных должностных лиц учебного заведения. В данной статье более подробно рассматриваются объективные условия, влияющие через мотивационный компонент на МПС курсантов ввузов.

К объективным условиям относится воздействие социально-экономических, социально-политических и социокультурных факторов, природно-климатических и экономико-географических условий и т.д. Данные воздействия являются фундаментом, на котором формируется мотивация курсантов, так как лежащие в основе мотивации потребности личности берут начало в обществе, возникают под влиянием потребностей общественного развития.

Социально-экономические факторы – это группа явлений, характеризующих развитие экономики государства и уровень материального достатка населения страны, являющихся материальной основой формирования мотивации курсантов.

Исследования Социологического центра ВС РФ (СЦ ВС РФ), анализ научной литературы показали, что на мотивационный компонент МПС курсантов воздействуют:

  • уровень развития экономики в стране;
  • материально-экономические отношения в обществе;
  • уровень развития материальной культуры в обществе. Доказано, что чем выше уровень развития материальной культуры в целом, тем выше материальные потребности курсантов;
  • оснащение Вооруженных Сил современным вооружением и техникой, а ввузов – передовой учебно-материальной базой;
  • материальное положение военнослужащих:
    • уровень денежного довольствия военнослужащих по сравнению с другими слоями общества и другими силовыми ведомствами. В 1991 году отечественными психологами отмечалось, что «важнейшим средством повышения заинтересованности и служебной активности военнослужащих является увеличение должностных окладов, справедливый подход к оплате воинского труда». Эта позиция остается актуальной и в настоящее время;
    • нормы обеспечения и довольствия (жилье, продовольствие, обмундирование и др.) и их выполнение.

Таким образом, наличие добротных жилищно-бытовых условий, высокого денежного довольствия, обеспеченность материальными благами, оснащенность частей и соединений современным вооружением и военной техникой будут определяющими при решении многими курсантами вопроса о перспективах службы в рядах Вооруженных Сил.

Социально-политические факторы – это группа явлений, объективно существующих в обществе, определяющих социально-правовой статус армии в государстве, формирующих отношение общества к армии, оказывающих внешнее психологическое воздействие на мотивацию всех курсантов ввузов. К ним относятся:

  • общественные отношения. «Политико-моральное состояние армии определяется не способом ее комплектования, а, прежде всего, социально-политическими основами государства, институтом которого она является» (Маслюк С.Г.);
  • господствующая в обществе идеология, государственные идеологические программы, концепции, доктрины, включая пропаганду общенациональной идеи. В них должно отражаться главное содержание деятельности государства и его субъектов по обеспечению военной безопасности страны, изложение основных направлений формирования морального духа на базе основных национальных ценностей;
  • правовой статус армии (законы, правовые нормы и обязательность их выполнения), правовая защищенность военнослужащих, наличие социальных льгот и гарантий для военнослужащих и членов их семей, наличие социальных гарантий для военнослужащих в случае увольнения со службы, ранения, потери трудоспособности или гибели;
  • отношение государства к Вооруженным Силам, внимание к нуждам и проблемам армии, оценки со стороны руководства государства уровня подготовки, боеготовности и состояния дел в армии, отношение к членам семей военнослужащих;
  • социальное и политическое положение военнослужащих, в первую очередь офицеров;
  • внешняя и внутренняя политика России;
  • участие армии в решении внутренних проблем государства (ее роль, место, частота использования, оценки со стороны руководства страны и населения);
  • участие армии в боевых действиях (опыт, итоги, оценки со стороны государства, населения и самих военнослужащих);
  • состояние системы военного образования в государстве: количество вву-зов; число ежегодного набора курсантов в них и его динамика; число отчисляемых из ввузов и его динамика; число выпускников, направленных в войска; популярность обучения в ввузах среди населения страны и, в первую очередь, среди молодежи; социальный состав курсантов; учебные программы, по которым осуществляется обучение: соотношение военно-прикладных и общеобразовательных учебных дисциплин (например, изменения учебных программ военных училищ под государственный стандарт гражданских вузов выхолостило во многих из них военную составляющую, что снизило у курсантов мотивацию дальнейшей службы и повысило мотивацию применения полученного образования вне армии) и др.;
  • отношение ведущих политических сил в обществе к армии (правящих и наиболее влиятельных оппозиционных партий, движений и т.д.);
  • отношение к армии деятелей ведущих религиозных конфессий;
  • отношение средств массовой информации к армии, особенно телевидения (основные темы, оценка событий в армии, создаваемый и поддерживаемый ими имидж армии);
  • организация в стране системы начальной военной подготовки (в школах, колледжах, вузах, РОСТО (ДОСААФ) и т.д.);
  • проводимая в стране реклама военной службы.

Социокультурные факторы - это группа явлений, существующих в духовной сфере общества, отражающих традиционное историческое отношение народов, проживающих на территории страны, к военнослужащим, армии, защите Отечества, закрепленное в произведениях духовной и, в первую очередь, художественной культуры, формирующих отношение населения страны к армии, являющихся духовной основой мотивации курсантов, оказывающих как внешнее, так и внутреннее психологическое воздействие на ее формирование. К ним относятся:

  • архетипы народов России, связанные с традициями защиты Отечества и восприятием образа защитника Родины;
  • духовная культура общества, включающая господствующие в обществе мораль, религию, художественное творчество и духовное общение, формирующая мировоззрение курсантов, создающая определенные эталоны, идеалы и нормы поведения, обусловливающие их мотивацию;
  • отношение в обществе к армии: статус армии, почетность военной профессии или презрение к ней, отношение к человеку в погонах, мифы об армии, господствующие в обществе, отношение к членам семьи военнослужащих и др.;
  • отношение к армии в литературе и искусстве;
  • участие Вооруженных Сил в культурной жизни страны, в военных и государственных праздниках;
  • имидж Вооруженных Сил.

Данные факторы тесно взаимосвязаны между собой и взаимно влияют друг на друга.

Социально-экономические, социально-политические и социокультурные изменения оказывают широкомасштабное воздействие на мотивационную сферу военнослужащих и, в частности, курсантов ввузов.

Улучшение социально-экономической, социально-политической и социокультурной обстановки оказывает благоприятное влияние на осознание курсантами важности профессии офицера для общества, вызывают у курсантов гордость за принадлежность к числу защитников Родины, стимулируют к новым достижениям в освоении воинской специальности. В такой ситуации число курсантов, желающих по выпуску покинуть ряды Вооруженных Сил, будет минимальным.

Отрицательные изменения данных факторов ведут к снижению мотивации учебы в ввузе и дальнейшей службы по его окончанию, что неминуемо вызывает снижение у курсантов уровня МПС. Подобная ситуация была характерна для отечественных ввузов в середине и конце 1990-х годов, определенный провал мотивации произошел после отмены с 1 января 2005 г. на основании Федерального закона № 122-ФЗ большинства социальных льгот у военнослужащих. В настоящее время, по данным исследований СЦ ВС РФ, а также психологов ввузов, мотивация дальнейшей службы в ВС РФ у курсантов вновь возрастает.

Поэтому мероприятия по повышению престижа военной службы и статуса армии в обществе, проводимые на государственном уровне, являются наиболее важными и эффективными в деле развития мотивации службы и учебы курсантов.

Однако вышеуказанные изменения в государстве не зависят от решений военных должностных лиц. В своей работе они могут опираться на благоприятные социально-политические условия и минимизировать воздействие на курсантов отрицательных изменений.

Экспертный опрос слушателей первых курсов Военной академии Генерального штаба ВС РФ и Общевойсковой академии ВС РФ, проведенный СЦ ВС РФ, показал, что в качестве мер, которые необходимо предпринять для того, чтобы молодые офицеры досрочно не увольнялись из армии, необходимо провести следующие мероприятия, объективно влияющие на мотивационный компонент МПС: значительно повысить денежное довольствие военнослужащих (82% опрошенных), повысить престиж военной службы в обществе и решить жилищно-бытовые проблемы (соответственно по 60%), реально обеспечить социально-правовую защищенность молодых офицеров, систему социальных выплат и пособий (26%), обеспечить проведение полнокровной боевой учебы в частях и соединениях (18%). Кроме того, эксперты полагают, что сегодня необходимо создать специальную систему материального стимулирования воинского труда, способную тонко реагировать на изменения характера, содержания и интенсификации воинской деятельности; ввести материальные санкции за досрочное расторжение молодыми офицерами контракта на военную службу; ввести единовременные выплаты офицерскому составу за заключение второго и последующих контрактов.

По мнению молодых офицеров, опрошенных СЦ ВС РФ, чтобы сохранить у курсантов желание служить в Вооруженных Силах, необходимо значительно увеличить военнослужащим денежное довольствие (74% опрошенных), решить жилищную проблему в войсках (28%), повысить престиж военной службы в обществе (23%), увеличить адресную материальную помощь молодым семьям военнослужащих (19%), установить материальные санкции за досрочное расторжение курсантами и молодыми офицерами контракта на военную службу (12%).

В настоящее время исследования СЦ ВС РФ показали, что офицеры Минобороны поддерживают данные подходы и с одобрением восприняли решение о введении с 2008 года материальных санкций за досрочное расторжение молодыми офицерами первого контракта на военную службу.

Несмотря на некоторые объективные показатели, понятие «благоприятный климат» носит субъективную окраску, так как одни и те же климатические условия могут субъективно восприниматься одними курсантами как комфортные, другими – как неблагоприятные или даже экстремальные (например, сибирские морозы).

Природно-климатические условия дислокации ввуза тесно связаны с его экономико-географическим положением, которое характеризуется удаленностью от места жительства родителей.

Такая ситуация существенно снижает мотивацию молодежи поступать в ввузы, а курсантов – продолжать службу по их окончанию.

Большинство опрошенных экспертов, а также респондентов, опрошенных ВЦИОМ, такое положение офицерского состава не устраивает, они считают, что офицеры должны иметь достаток выше среднего, как подобает их социальному статусу и той степени ответственности, которую возложило на них общество. При этом дифференциации по половому признаку респондентов не наблюдалось.

Денежное довольствие, получаемое лейтенантами в настоящее время, среди офицеров считают приемлемым всего 2% опрошенных экспертов, а среди руководителей организаций – 1%.

Естественно, что выполнение вышеизложенных ожиданий как военнослужащих, так и гражданского населения страны существенно повысило бы престиж профессии офицера в обществе, усилило мотивацию дальнейшей службы курсантов, существенно укрепило их МПС.

Кроме вышеназванных факторов существенное объективное влияние на мотивацию курсантов оказывают природно-климатические и экономико-географические условия, в которых находится место дислокации ввуза.

Воздействие природно-климатических условий на мотивационный компонент МПС курсантов и выпускников заметно из данных анализа мотивации и иерархии ценностей у курсантов одинаковых по профилю ввузов, расположенных в различных климатических условиях. Среди курсантов ввузов, расположенных в более суровых климатических условиях (Поволжье, Урал, Сибирь), число желающих по выпуску служить в любом регионе России, включая Сибирский, Приволжско-Уральский и Дальневосточный военные округа, значительно выше, чем в ввузах, расположенных в более комфортных климатических условиях (на территориях Северо-Кавказского и Московского военных округов).

Природно-климатический фактор также играет немаловажную роль в мотивации выбора ввуза абитуриентами.

Влияние данных условий на мотивационный компонент МПС курсантов характеризуется следующими тенденциями:

  • чем благоприятнее экономико-географические условия расположения ввуза, тем выше мотивация поступления в него (например, конкурсы личных дел в ввузах Москвы, Санкт-Петербурга, краевых и областных центров выше, чем в ввузах, расположенных в районных центрах или в населенных пунктах с менее благоприятными экономико-географическими условиями);
  • хорошие транспортные связи, высокий уровень культуры, богатое историческое прошлое у города, в котором дислоцирован ввуз, поддерживают мотивацию обучения;
  • если материальное положение курсантов в ввузе выше, чем у местного населения, то мотивация военной службы возрастает; у курсантов старших курсов поддерживается или возрастает готовность нести службу в удаленных регионах, где за счет повышающих коэффициентов доходы у военнослужащих возрастают; число желающих уволиться в запас по окончании ввуза, чтобы остаться в данном населенном пункте минимально.

Значимость материального фактора наглядно иллюстрируется тем фактом, что некоторые курсанты в данных ввузах после подписания контракта регулярно отсылают деньги своим родителям или родственникам;

  • при более высоком уровне дохода населения, чем у курсантов, мотивация военной службы снижается, особенно в удаленных регионах; курсанты хотели бы служить в данном населенном пункте или, уволившись из армии, жить и работать в нем (особенно при наличии возможности у них во время учебы иметь дополнительные заработки, более крупные, чем денежное довольствие).
    Большинство курсантов в данных ввузах, даже после подписания контракта, регулярно получают некоторые денежные суммы от своих родителей или родственников;
  • отрицательное влияние на формирование мотивационной готовности курсантов к дальнейшей военной службе оказывает фактор комплектования ввузов по территориальному принципу. В настоящее время в отдельных ввузах количество курсантов, поступающих в них непосредственно из региона дислокации, достигает 75%. Многие из обучаемых проживают постоянно у своих родителей. Образ жизни этих курсантов не сильно отличается от студенческого, и менять его в дальнейшем на армейские будни отдаленных гарнизонов желают немногие;
  • за последнее десятилетие все ярче проявляется неблагоприятное влияние на мотивацию военной службы курсантов Москвы и Санкт-Петербурга. Курсанты видят социальное и материальное различие жизни офицеров и гражданского населения, а также возможности, открывающиеся у военнослужащих в случае увольнения из Вооруженных Сил. Кроме того, значительная часть курсантов ввузов, расположенных в этих городах, в результате «подработки» получает доход, значительно превышающий денежное содержание лейтенанта в войсках (да и своего начальника курса). Особенно сильное демотивационное влияние (т.е. снижающее мотивацию военной службы, развивающее мотивацию против нее) на выпускников ввузов оказывает Москва. Следствием этой ситуации являются существенные отличия в системе ценностей и в уровне мотивационной готовности курсантов московских ввузов от курсантов ввузов других регионов (даже Санкт-Петербурга).

По результатам исследований, проведенных СЦ ВС РФ, немного более одной трети курсантов (36%) московских ввузов намерены служить в Вооруженных Силах до окончания первого контракта, в то время как в ввузах, расположенных в других регионах страны это число достигает 50%. Намерены покинуть Вооруженные Силы до истечения первого контракта 15% курсантов ввузов Москвы и только 4% курсантов ввузов других регионов страны.

Курсанты пятых курсов, проходившие обучение в ввузах Москвы и Санкт-Петербурга, предъявляют наиболее высокие требования к размерам денежного довольствия по сравнению с курсантами, проходящими обучение в других населенных пунктах.

По данным исследований, проведенных автором, у курсантов ввузов, расположенных в Москве, мотивация продолжения военной службы по окончанию ввуза, а также уровень МПС ниже, чем у курсантов ввузов, расположенных в других населенных пунктах, в том числе в Санкт-Петербурге. При этом разница уровня МПС у курсантов четвертых и пятых курсов московских ввузов достигает 10 и более баллов.

Таким образом, изменения социально-экономических, социально-политических и социокультурных факторов, совершенные руководством государства в сторону, благоприятствующую дальнейшей службе в армии, повышающую статус и престиж военной службы в стране, материальное и социально-бытовое положение военнослужащих и членов их семей, а также учет природно-климатических и экономико-географических условий при планировании и претворении в жизнь мероприятий по оптимизации численности и расположения Вооруженных Сил могут оказать существенное позитивное воздействие на мотивационный компонент МПС курсантов, повысив в целом МПС курсантов и обеспечив приток в Вооруженные Силы молодых, хорошо подготовленных кадров.

Наименее благоприятное сочетание экономико-географических условий расположения ввузов для формирования и развития мотивационного компонента МПС курсантов наблюдается в мелких, особенно в приграничных населенных пунктах (райцентры и меньше), расположенных в стороне от транспортных артерий, не имеющих объектов культуры и истории.

Учитывая негативное влияние на мотивацию будущих офицеров расположения ввузов в мегаполисах, особенно в Москве, для Минобороны рациональнее было бы перевести ввузы, обучающие курсантов или их факультеты за пределы столицы, в другие областные центры (как это произошло с Военной академией радиационной, химической и биологической защиты, передислоцированной в Кострому) или районные центры Московской области.

При учете, что многие курсанты поступают в ввузы по территориальному принципу, наиболее благоприятное сочетание экономико-географических условий расположения ввузов для формирования и развития мотивационного компонента МПС курсантов наблюдается в небогатых, с высоким уровнем развития культуры краевых и областных центрах, в которых средний уровень дохода населения ниже, чем у военнослужащих, расположенных во всех федеральных округах.

Учет социально-экономических факторов показывает, что денежное довольствие офицерского корпуса на настоящее время должно соответствовать, как минимум, нижнему уровню доходов «среднего класса», являющегося основой стабильности и процветания любого государства, и быть выше среднего уровня заработной платы населения регионов. Это подтвердили многочисленные мониторинговые исследования СЦ ВС РФ, изучающие условия, при которых граждане, находящиеся в запасе, соглашаются заключить контракт на прохождение военной службы в частях постоянной готовности.

Грабовский Игорь Викторович родился 9 июня 1970 г. в Семипалатинской области Казахской ССР (ныне – Республика Казахстан) в семье военнослужащего. Окончил с отличием Курганское высшее военно-политическое авиационное училище (1991 г.) и Военный университет (2002 г.) по специальности психолог, преподаватель психологии. Проходил службу в частях военно-транспортной авиации на должностях, связанных с воспитанием личного состава. С 2002 г. – в Социологическом центре ВС РФ.

Российское военное обозрение, № 10 (45) октябрь 2007

2006-2013 "История США в документах"