Адаптация военнослужащих, уволенных в запас, к гражданской жизни

Старший лейтенант Валентина ПАВЛОВА, научный сотрудник Социологического центра ВС РФ

ВСЛЕДСТВИЕ ПРОИСХОДЯЩИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ОБЩЕСТВЕ возникла острая социальная проблема, связанная с адаптацией военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей к условиям гражданской жизни. В связи с этим требуется выявление приоритетных направлений и разработка соответствующих механизмов в сфере социальной политики государства в целях оптимизации способов адаптации военнослужащих и членов их семей к новым условиям жизнедеятельности.

Эта многогранная проблема приобретает особенное значение в связи с переходом ряда воинских частей (соединений) постоянной боевой готовности на контрактную основу. Ее важность заключается и в том, что успешная адаптация бывших военнослужащих к гражданской жизни является одним из основных факторов, оказывающих влияние на повышение привлекательности военной службы по контракту. Изучение и анализ условий, факторов, оказывающих влияние на процесс приспособления (адаптации), а также избранных моделей поведения уволенных военнослужащих (опрошено 428 человек) позволяет выработать меры по предупреждению и разрешению проблем, с которыми они сталкиваются.

Как меняются приоритеты?

Исследования по изучению поведенческих установок, выявлению социально-типических стратегий поведения уволенных военнослужащих позволили констатировать трансформацию приоритетов по отношению к военной службе у кадровых военнослужащих.

Предпочтения определенных социальных ценностей военной службы в период выбора профессии кадрового военнослужащего и в момент увольнения с военной службы существенно отличаются.

Полученные данные свидетельствуют о широком спектре причин, сыгравших, по мнению респондентов, решающую роль при выборе ими профессии кадрового военнослужащего.

Ключевые факторы

Выделим наиболее существенные из них. Ключевыми факторами выступают, с одной стороны, комплекс ценностей, связанных с общественной значимостью воинской службы, и случайное стечение обстоятельств, – с другой. Налицо своеобразная «конкуренция» между двумя компонентами, включающими пол, возраст, образование, выслугу лет, служебный статус опрошенных.

Старшие офицеры представлены мужчинами старше 40 лет, имеющими выслугу не менее 20 лет. Наиболее значимыми при выборе профессии для данной категории военнослужащих являются такие ценности, как общественная и социальная значимость воинской службы (42,7%), на втором месте находятся семейные традиции (29,0%). Необходимо отметить, что в данном случае выбор профессии состоялся в период, когда профессия военнослужащего была престижна и сравнительно высокооплачиваема. Основные потребности военнослужащих были удовлетворены, многие считали профессию своим призванием, следствием чего было добросовестное исполнение своих обязанностей, стремление к совершенствованию профессионального мастерства.

Младшие офицеры представлены мужчинами в возрасте от 25 до 40 лет. Для них характерно преобладание как материальных, так и нематериальных интересов в воинской службе. Среди нематериальных интересов преобладают семейные традиции (32,1%) и возможность работать с военной техникой и оружием (21,4%). И в то же время возможность бесплатно получить специальность, образование (25,0%), возможность служебного роста и достижение достаточно высокого общественного положения (17,9%). Необходимо учитывать, что офицеры – это люди с высшим образованием, с определенным уровнем притязаний и значимость социального статуса для них крайне важна.

Прапорщики в исследовании представлены женщинами (60,9%), из них в возрасте более 40 лет – 73,1%. Среди причин выбора профессии они выделяют стечение обстоятельств (43,9%), возможность решения жилищной проблемы (29,3%) и семейные традиции (26,8%). У данной категории военнослужащих преобладают как материальные, так и не материальные интересы в армии. Анализ результатов позволил выявить интересный факт, который закономерен в большей степени для офицеров, однако и для категории прапорщиков: военная служба становится семейной традицией. При этом, не заканчивая высших военных заведений (60,9% прапорщиков имеют среднее специальное образование), не имея широкой возможности, в отличие от офицеров, постоянного служебного роста, а также низкую заработную плату по сравнению с офицерами, они считают материальные мотивы более приоритетными.

Стечением обстоятельств является основной причиной выбора профессии военнослужащего как у прапорщиков (43,9%), так и у рядового (сержантского) состава (57,1%). При этом рядовой состав также состоит в основном из женщин (85,7%) от 30 до 40 лет (62,8%). Данный факт можно объяснить наличием в Вооруженных Силах людей, выбравших профессию не по призванию и не с целью приобретения материальных выгод, а в силу сложившихся жизненных обстоятельств и отсутствия выбора другой профессии.

Военнослужащих по уровню мотивации к военной службе можно разделить на две основные категории.

Первую категорию составляют те, кто имеет выраженную прагматическую ориентацию, нацеленную на удовлетворение, прежде всего, материальных потребностей.

Вторую – составляют те, кто относится к военной службе как к наиболее оптимальной форме личностной самореализации.

Следует подчеркнуть, что для значительной части опрошенных определяющей является модель поведения ценностно-рационального типа, оцениваемая с точки зрения определенной системы социальных ценностей и норм.

Слово продолжающим военную службу...

Однако при постановке вопроса «Почему у Вас возникло желание сменить профессию кадрового военнослужащего?» (на данный вопрос возможен выбор нескольких вариантов ответов) 45,7% респондентов ответили, что причина в несоответствии материального вознаграждения затратам физических и психических сил, 27,5% – в утрате веры в необходимость и престиж службы, 25,7% – в стремлении реализоваться и трудоустроиться в гражданской жизни, 23,8% – в неудовлетворенности соблюдением органами власти законодательных актов о социальных гарантиях военнослужащих и членов их семей, 16,3% – в личном здоровье, 13,5% – в предельном возрасте, 12,6% – в коррупции в ВС РФ, 11,2% – в бесперспективности в продвижении по службе, 10,2% – в выполнении служебных обязанностей, не соответствующих профессиональной квалификации, полученной в училище (академии), 10,2% – в отсутствии перспективы получения жилья.

…и тем, кто увольняется

Принятие решения об увольнении, стремление к реализации своих знаний, умений, профессионализма, стабилизации своего положения в условиях гражданской жизни является для них одним из способов выхода из трудной жизненной ситуации. При переходе к новым условиям жизнедеятельности военнослужащие находятся перед необходимостью выбора определенной адаптационной стратегии поведения, способной обеспечить ту степень успешности существования, которая принимается ими в качестве нормы.

Важно отметить, что 58,3% уволившихся военнослужащих отмечают, что совершенно не сожалеют о том, что им пришлось уволиться. Интересным является то, что в преобладающем большинстве оказалась именно та группа военнослужащих, изначально ориентированных на службу в армии, для которых воинская служба ассоциировалась именно с не материальными благами – это старшие офицеры (68,9%).

По отношению к военнослужащим, которые предпочли продолжить воинскую службу, уволенные военнослужащие выражают неоднозначное мнение.

Так, большинство опрошенных считают, что военные остаются в армии в надежде на позитивные изменения. Вероятно, это связано с ожиданием повышения денежного довольствия, уровня и качества обеспечения жильем. А 30% считают, что военнослужащие просто не хотят менять привычный образ жизни.

К сожалению, такие духовные ценности, как патриотические чувства, интерес, преданность профессии, по их мнению, не являются стержневыми в этом вопросе.

Оптимистические настроения большинства увольняющихся военнослужащих связаны с ожиданием того, что после увольнения из Вооруженных Сил в их жизни наступят кардинальные изменения в сторону благополучия.

Так, на вопрос «Как Вы считаете, какие изменения произойдут в Вашей жизни и Вашей семье после увольнения?» (на данный вопрос возможен выбор нескольких вариантов ответов) 61,7% респондентов ответили, что надеются на улучшение морально-психологического состояния, 59,0% – материального обеспечения, 38,9% – жилищных условий, 39,5% – состояния здоровья, 31,5% – семейных отношений. Однако 32,2% опрошенных указывают, что жилищные условия, а 42,2% – семейные отношения останутся на прежнем уровне.

Здесь необходимо учитывать, что 32,6% опрошенных уже имеют собственную квартиру, больше половины женаты (замужем) и при увольнении чувствуют поддержку со стороны близких. Вероятно, поэтому в этих аспектах они не ожидают изменений.

При этом результаты исследования указывают на противоречие между ожиданиями увольняющихся военнослужащих и результатами адаптации к гражданской жизни уже имевших некоторый опыт адаптации уволенных военнослужащих. Надежды большинства уволенных военнослужащих, к сожалению, не оправдались.

Так, 18,4% опрошенных уволенных военнослужащих отмечают, что на сегодняшний день испытывают существенные трудности, при этом 18,4% считают, что живут примерно так же, как и офицеры в армии, и всего 12,3% имеют уровень жизни, значительно превышающий армейский.

Основными трудностями, с которыми пришлось столкнуться после увольнения, для опрошенных были: недостаток профессиональных знаний при трудоустройстве (43,0%), недостаточное материальное обеспечение (26,1%), трудности психологического характера (24,6%).

Общая оценка социально-психологического самочувствия показана в виде оценки военнослужащими своей готовности к увольнению с военной службы и представления о том, чем они будут заниматься в условиях гражданской жизни.

На вопрос «Представляете ли Вы себе, чем будете заниматься в гражданской жизни?» большинство опрошенных – 46,9% – военнослужащих отмечают, что придется поискать себе занятие, всего 19,4% точно знают, чем будут заниматься, имеют конкретные предложения, при этом 16,7% увольняются в надежде на то, что смогут найти занятие, попробовав себя в разных сферах.

Несмотря на то, что большинство опрошенных не имеют определенной позиции по отношению к тому, чем они будут заниматься в гражданской жизни, тем не менее, многие смотрят в будущее с оптимизмом и готовы попробовать свои силы, применить имеющиеся знания, навыки, опыт для достижения своих целей.

Переподготовка на новые специальности

Многие военнослужащие в целях эффективной адаптации к условиям гражданской жизни в качестве одной из стратегий поведения выбирают переподготовку на новые специальности, пользующиеся спросом на рынке труда.

На вопрос «Чем Вы руководствовались, обучаясь на курсах переподготовки специалистов?» 74,2% опрошенных отметили возможность бесплатно получить профессиональную переподготовку, которая поможет устроиться в гражданской жизни, 41,1% – возможность получить качественное образование, 20,5% – стремятся обладать любой гражданской специальностью, 20% – работать в сфере информационных технологий, 16,8% – руководствовались примером и советом родственников, знакомых, уважаемых людей, 15,4% – стремлением работать в сфере бизнеса, а 11,2% – желанием открыть собственное дело.

При этом 46,2% опрошенных осуществляли переподготовку по направлению «Экономика», а 51,4% – «Информационные технологии». Ограниченный выбор направлений переподготовки, который, на наш взгляд, не может в полной мере соответствовать раскрытию профессионального и творческого потенциалов в новых условиях жизнедеятельности бывших военнослужащих, респонденты предлагают дополнить следующими: юриспруденция (32,5%), страхование (27,5%), психология (26,1%), иностранные языки (24,2%), охранная деятельность (22%), автосервис (22%).

Ситуация перехода военнослужащих из одной социально-профессиональной среды в другую, в первую очередь, связана с проблемой их социально-профессиональной адаптации, трудоустройством. Опрошенные дали неоднозначные ответы по вопросу трудоустройства после прохождения переподготовки: половина уверена в трудоустройстве после обучения, однако другая половина сомневается в достижении определенных результатов.

Наиболее предпочтительными сферами трудоустройства для военнослужащих являются: сфера транспорта и связи (25,7%), бытового обслуживания (12,6%), сфера торговли и общественного питания (12,6%), структуры МВД, прокуратуры, таможни, налоговой полиции (11,7%).

При решении вопросов по трудоустройству большинство опрошенных предпочитают определенность во всем, гарантированное трудоустройство, среднюю зарплату, и только 17,2% являются сторонниками значительной доли риска в решении проблем занятости, выбирают самостоятельный выход на рынок труда с равными шансами на успех и неудачу. Полученные результаты, вероятно, объясняются тем, что большинство бывших военнослужащих привыкли к определенным гарантиям со стороны государства, и им тяжело приспосабливаться к новым условиям, связанным с риском, неопределенностью.

Как ускорить адаптацию?

Социально адаптация для людей, которые посвятили себя военной службе, превращается в сложный процесс, который трудно преодолеть в одиночку. Однако адаптированность к условиям гражданской жизни может быть достигнута как самостоятельно, так и в процессе специально организованной социальной политики государства, направленной на разрешение имеющихся проблем.

Для успешной адаптации бывшим военнослужащим необходимо отказаться от многих стереотипов, характерных для военной среды, необходима некоторая переориентация индивида, трансформация прежних взглядов, ориентаций, установок в соответствии с новой ситуацией. При этом адаптация протекает достаточно быстро, если человек занимает активную жизненную позицию, и медленно, если занимает пассивную позицию, зависим от внешних факторов.

Активные стремятся как можно быстрее адаптироваться к гражданской жизни и действуют как самостоятельно, так и опираясь на поддержку государственных, коммерческих организаций. Так, среди активных уволенных военнослужащих пробовали искать работу 58,4%. Удачно трудоустроились 21,5%, 55,3% – пришлось отказаться от предложенного места работы по причинам низкой заработной платы (46,1%) и по возрасту (21,5%).

Среди опрошенных военнослужащих 53,8% отмечают, что при обращении за помощью в решении своих проблем реальную поддержку им оказали:

  • центры подготовки и переподготовки специалистов (53,8%);
  • бывшие сослуживцы (3,0%);
  • коммерческие службы занятости (1,5%);
  • государственные службы занятости (1,5%);
  • ни одна – 27,6%.

Однако, оценивая оказанную помощь по степени разрешения проблем, всего 20% отметили, что проблема разрешена, а 49,2% – осталась без изменений, 69,2% предпочли не отвечать на данный вопрос.

Что необходимо сегодня и завтра

Мерами, осуществляемыми государством в области социальной защиты и социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, 73,8% опрошенных не удовлетворены.

В первую очередь, по мнению опрошенных, в целях социальной защиты и социальной адаптации военнослужащих к условиям гражданской жизни государству необходимо:

  • повысить денежное довольствие военнослужащим – 67,2%;
  • прекратить доработки закона «О статусе военнослужащего», направленные на ограничение льгот военнослужащим, – 54,6%;
  • предусмотреть обеспеченность рабочими местами уволенных военнослужащих, оказать помощь в трудоустройстве женам военнослужащих – 46,7%;
  • создать центры социальной помощи с целью трудоустройства – 35,9%
.

Однако, несмотря на существующие отрицательные факторы, большинство опрошенных в сложившейся ситуации проявляют оптимистические настроения по поводу возможности решения своих проблем в условиях гражданской жизни.

Несмотря на то, что большинство из опрошенных еще не определились с выбором занятия в гражданской жизни, но они уже достаточно четко представляют сферу производства, где хотели бы работать после увольнения из армии. Обладая определенными личностными ресурсами, многие обучаются в гражданских вузах, проходят переподготовку, представляют сферу производства, где хотели бы работать, и считают, что смогут успешно трудоустроиться.

Большинство военнослужащих ориентированы на достижительную стратегию поведения, улучшение качества и образа жизни, повышение социального престижа, проявляют оптимистические настроения по поводу возможности решения имеющихся проблем в условиях гражданской жизни.

Учитывая имеющиеся ожидания, разнообразные личностные ресурсы, поведенческие установки увольняющихся и уволенных военнослужащих, можно утверждать, что адаптация военнослужащих должна осуществляться при активной поддержке государства.

Нужна ветеранская госструктура

Для разрешения выявленных проблем и противоречий предлагается:

  • наиболее эффективным способом обеспечения условий социальной адаптации российских военнослужащих считать создание госструктуры (министерства) по делам ветеранов военной службы, в компетенцию которой входили бы вопросы, направленные на разрешение проблем уволенных военнослужащих, связанные с социальным обеспечением, оказанием помощи в получении образования, трудоустройстве;
  • в качестве альтернативы рассмотреть:
    а) формирование службы повышения квалификации и трудоустройства военнослужащих, включающей специализированные отделы по переподготовке, трудоустройству, по поддержке малого и среднего предпринимательства, структуру медико-психолого-педагогического характера;
    б) создание специальной службы по связям с общественностью, информации и рекламы. Филиалы данных организаций должны действовать в крупных городах, на территориях воинских частей (соединений), в военных городках и других местах компактного проживания военнослужащих;
    в) в целях успешной интеграции бывших военнослужащих особенное внимание уделить презентации увольняющихся и бывших военнослужащих в средствах массовой информации.Данное условие требует использования и развития средств и методов социально-маркетинговых коммуникаций, таких как социальная реклама, а также более продуктивное использование телевидения в информационном обеспечении населения;
  • внедрить в отечественную практику наиболее приемлемые способы решения вопросов социальной адаптации уволенных с военной службы в зарубежных странах (США, ФРГ и др.) при условии сохранения и соблюдения определенных социокультурных традиций российского общества и армии.
Российское военное обозрение, № 3 (38) март 2007

2006-2013 "История США в документах"