ОГНЕННАЯ «МАГИСТРАЛЬ»

В канун 19-й годовщины вывода наших войск из Афганистан просили рассказать о некоторых эпизодах и, в том числе, о самых сложных боевых операций заключительного этапа афганской войны - «Магистрали» - Владимира ПЕТРОВА, в 1987 году командира батальона 357-го парашютно-десантного полка.

КАЖДЫЙ ГОД, В ПРЕДДВЕРИИ ДНЯ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА, мы отмечаем еще одну особенную дату - День вывода советских войск из Афганистана. Сотни однополчан-«шурави» (на дари - «советский» - Ред.) в эти дни вместе вспоминают тех, с кем шли дорогами Афганистана. Вспоминают далекий, чужой край, где переплелись тогда в один клубок немилосердно палящее солнце, въедливый песок, ночной холод, каменная усталость, а еще личный героизм, солдатская отвага, истовая верность присяге. Выстоять помогали надежные друзья, быстро пришедший опыт да письма из дома: любим, верим, ждем. Все это навсегда останется в памяти тысяч афганцев.

- В Афганистан я прибыл в феврале 1987 года. Это было время самых жестоких афганских сражений, - вспоминает Владимир Петрович. - С первых дней пребывания в составе Ограниченного контингента советских войск мне пришлось участвовать в тяжелых и упорных боях с моджахедами (самоназвание боевиков - Ред.). А вскоре батальон под моим командованием был привлечен к знаменитой операции «Магистраль».

Оперативно-тактическая обстановка была следующей. Группировка Джелалуддина, одного из опаснейших полевых командиров, засела на перевале Сети-Кандав, одной из высот, имеющих стратегическое значение. «Непримиримые» моджахеды практически блокировали округ Хост, перерезав основные коммуникации и ограничив доставку оружия, боеприпасов и продовольствия. Дорога, ведущая к перевалу, постоянно минировалась в течение трех лет. Какие-то мины взрывались, какие-то оставались нетронутыми - их лишь присыпало землей, но поверх моджахеды продолжали устанавливать новые... Вот по этой дороге и нужно было пройти.

Попытки штурма перевала предпринимались не раз и афганскими частями, и нашей штурмовой бригадой, и мотострелковым полком. Но серьезного, долговременного успеха они не принесли. Чтобы не допустить советские и правительственные войска в провинцию, свои основные силы группировка Джелалуддина сосредоточила на перевале Сети-Кандав, практически единственном проходе в горах на трассе Гардез - Хост. К началу боевых действий она насчитывала около 15 тыс. мятежников. Перевал Сети-Кандав западными средствами массовой информации был разрекламирован как «неприступный бастион, о который русские сломают себе зубы».

Правительство Афганистана попыталось решить эту проблему мирным путем, без вооруженного столкновения. Однако полевые командиры во главе с Джелалуддином не приняли и этот вариант. После безуспешных переговоров между правительством Афганистана и руководителями моджахедов соединения и части советских и афганских войск начали боевые действия.

Предварительно решением командующего армией в район перевала для выявления размещения огневых точек противника был выброшен «воздушный десант» в виде манекенов. По опорным пунктам и огневым позициям моджахедов были нанесены авиационные удары и проведена четырехчасовая артиллерийская подготовка. Затем попытку штурма перевала Сети-Кандав предпринял мотострелковый полк.

После выполнения боевой задачи (крайний справа – Владимир ПЕТРОВ)

Полк вышел к предгорьям с задачей захватить господствующие высоты на хребте, выставить усиленные сторожевые заставы и воспрепятствовать тем самым подходу резервов моджахедов к перевалу Сети-Кандав со стороны Парачинарского выступа. Противник открыл сильный огонь по подразделениям полка. Нерешительность в действиях полкового командования и, возможно, перестраховка вынудили приостановить боевые действия на начальном этапе. Ночью мятежники с разных направлений атаковали мотострелковые батальоны. Прекрасно зная местность, располагая достаточным количеством оружия и боеприпасов, они нанесли нашим войскам серьезный урон.

Боевые действия мотострелкового полка не имели успеха в силу целого ряда причин: удаленное положение командного пункта не обеспечивало непосредственного руководства боем; просчеты в количестве боеприпасов (на второй день боевых действий у личного состава практически остался лишь неприкосновенный запас); нерешительность действий и слабое знание командованием сложившейся обстановки, несмотря на предварительную рекогносцировку.

Так или иначе, моджахедов с вершины сбросить не удалось. Они продолжали контролировать перевал. Все усилия и жертвы казались напрасными, а перевал - неприступным. Требовалось какое-то другое, нестандартное решение.

В этот момент мой батальон получил боевое задание обойти моджахедов с тыла. Мы начали обходить перевал, поднимаясь высоко в горы.

Путь был долгим и трудным. Вначале шли «на броне» в сторону Пакистана, потом пешком «наматывали» долгие километры по крутым склонам афганских гор. Дивизионная артиллерийская группа все это время вела сосредоточенный огонь по позициям противника и выявленным огневым точкам.

Результат стоил затраченных на него усилий. Джелалуддин не ожидал стремительного появления группы десантников с другой стороны, и его группировка дрогнула. Завязался бой. В разгар схватки мне пришлось вызвать огонь на себя. Огневая поддержка оказалась как нельзя кстати. Наш парашютно-десантный батальон при поддержке артиллерии продолжал наступать, не давая противнику прийти в себя.

Вскоре моджахеды оказались в огненном мешке. Не имея точных данных о численности войск, вышедших им во фланг и тыл, они начали поспешный отход с перевала, оставляя тяжелое оружие и боеприпасы на огневых позициях.

Используя панический отход противника, батальон с ходу овладел перевалом и совместно с подразделениями афганских войск закрепился на достигнутых рубежах. Исход боя был предопределен. Перевал взят. Потерь с нашей стороны не было, а моджахедов было уничтожено около трехсот. Сразу после освобождения перевала дорогу разминировали. Через него пошли колонны с необходимым грузом для разблокированного города Хост и всей провинции Пактия.

Навсегда в памяти комбата Петрова остались и три душные ночи в Бамиане.

– В районе этого населенного пункта наш парашютно-десантный батальон попал в окружение, – продолжает Владимир Петрович. – Днем не прекращался обстрел позиций. Уходить можно было только ночью и только воздушным путем. Все остальные маршруты отхода были заминированы или простреливались моджахедами. Однако эвакуационные вертолеты были прекрасной мишенью. Моджахедов необходимо было отвлечь. И все три ночи, пока шла эвакуация, группа бойцов отвлекала «духов» – завязывала с ними ожесточенные бои. Потерь за все время эвакуации практически не было.

Сам Петров улетел под обстрелом последним бортом. За участие в этой операции он был награжден орденом Красной Звезды.

А как-то в один из особенно холодных зимних дней, колонна машин, охранение которой возглавлял комбат Петров, вышла из Кабула в Гардез. Двигались с максимально возможной скоростью. Вдруг с горного склона ударил крупнокалиберный пулемет. Боевое охранение колонны открыло ответный огонь. Руководство боем легло на комбата. Враг был уничтожен, и колонна продолжила движение. В этом бою также обошлось без потерь.

Особо трудными выдались последние недели в Афганистане. Батальон, которым командовал Владимир Петров, в числе нескольких подразделений обеспечивал прикрытие вывода советских войск. В течение нескольких недель у бойцов не было ни секунды свободного времени. «Борты» днем и ночью один за другим уходили на Родину. Спали урывками. Адова работа. И все это – под обстрелом моджахедов.

Комбат Петров улетал из Афганистана одним из последних. Улетал, чтобы вместе с другими героями афганской войны найти свое место уже в новой, мирной жизни.

Подготовил Роман НИКОЛАЕВ

Операция Магистраль
В ноябре-декабре 1987 года была проведена одна из крупнейших операций «Магистраль» по разблокированию Хоста. Воспользовавшись отсутствием советских частей в округе Хост, душманы к осени 1987 года восстановили одну из самых крупных перевалочных баз «Джавара», которую наши войска разгромили еще весной 1986 года. Существовала опасность создания в Хосте временного правительства оппозиционных сил. Было принято решение спланировать и провести крупную совместную войсковую операцию афганских и советских войск и обеспечить население Хоста в первую очередь продовольствием, а также другими видами материальных средств, сорвать замыслы оппозиции по формированию альтернативного правительства Афганистана.
В этой операции из состава 40-й Армии участвовали силы 108-й и 201-й мотострелковых дивизий, 103-й воздушно-десантной дивизии, 56-й отдельной десантно-штурмовой бригады, 345-го отдельного парашютно-десантного полка и др. Со стороны афганской армии были привлечены силы и средства пяти пехотных дивизий, одной танковой бригады и нескольких подразделений специального назначения. Кроме того, в операции участвовали более десяти батальонов царандоя (министерство внутренних дел Демократической Республики Афганистан – Ред.) и госбезопасности.
Обстановка на магистрали Гардез – Хост была сложной. Сначала предстояло овладеть перевалом Сети-Кандав на высоте 3 тыс. м. Группировка оппозиции в этом районе состояла в основном из военизированной части племени джадран. Это племя не подчинялось никакому правительству и действовало, как считали нужным его лидеры. В 1980-е годы руководство формированиями моджахедов осуществлял Джелалуддин, выходец из этого племени.
Поскольку переговоры с Джелалуддином оказались безрезультатными, 23 ноября 1987 г. была начата операция «Магистраль». 30 декабря 1987 г. по магистрали на Хост двинулись первые машины с продовольствием.

Российское военное обозрение, № 2 (49) февраль 2008

2006-2013 "История США в документах"