Мосты наведены!

В НАЧАЛЕ ДЕКАБРЯ 2006 ГОДА 100-й отдельный мостовой батальон (омостб) Вооруженных Сил России завершил выполнение поставленной задачи в Ливанской Республике и вернулся на Родину. 8 декабря в подмосковном аэропорту Чкаловский состоялась торжественная церемония встречи воинов-мостостроителей, на которой присутствовал заместитель председателя Правительства РФ - министр обороны Сергей Иванов.

- Всего за два месяца вы доказали всему миру, что Вооруженные Силы России готовы не только выполнять задачи по обеспечению национальной безопасности, но и принимать самое активное участие в формировании новой системы международных отношений, - сказал министр, обращаясь к военнослужащим 100 омостб. Оперативную группу Вооруженных Сил РФ в Ливанской Республике возглавлял заместитель начальника Тыла ВС РФ генерал-лейтенант Иван Цыганков. Он долгое время проходил службу в Центральном автомобильно-дорожном управлении ВС РФ, которому подчиняется 17-я мостовая бригада, поэтому вряд ли кто-то другой справился бы лучше с поставленной задачей.

Сразу же по возвращении из Ливана генерал-лейтенант Иван ЦЫГАНКОВ ответил на вопросы корреспондента «РВО».

Цыганков Иван Михайлович родился 2 января 1954 г. в с. Лапотовичи Могилевской области (Белорусская ССР). В 1975 г. окончил Рязанское высшее военное автомобильное командное училище и служил заместителем командира роты, командиром роты.
После окончания в 1980 г. Военной академии тыла и транспорта проходил службу командиром отдельного автомобильного батальона, начальником автотранспортной службы армии в Белорусском военном округе, а затем – 40-й армии в ТуркВО.
С 1987 г. – в Центральном автомобильно-дорожном управлении (ЦАДУ) в должностях: офицер, старший офицер отдела, начальник группы, заместитель начальника отдела, начальник отдела, заместитель начальника ЦАДУ. В 1997 г. окончил Высшие академические курсы Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. С декабря 1999 г. – начальник Оперативно-тылового управления – заместитель начальника штаба Тыла Вооруженных Сил РФ, с июня 2002 г. – начальник Центрального автомобильно-дорожного управления Министерства обороны РФ. Указом Президента РФ от 5 января 2005 г. назначен заместителем начальника Тыла Вооруженных Сил РФ.

– Иван Михайлович, какая задача стояла перед военнослужащими 100-го отдельного мостового батальона и как она была выполнена?

– В начале сентября 2006 года Правительство Республики Ливан обратилось к Президенту Российской Федерации с просьбой об оказании помощи в восстановлении транспортной инфраструктуры страны, пострадавшей в результате проведения операций вооруженных сил государства Израиль на территории Ливана.

По указанию Президента России этот вопрос был рассмотрен в Правительстве Российской Федерации.

Учитывая обстановку в Ливане, просьбу ливанского руководства оказать помощь в восстановлении автомобильного движения в стране в возможно короткие сроки, Правительством Российской Федерации были подготовлены предложения по решению данной задачи штатным подразделением Вооруженных Сил Российской Федерации. Для этих целей на базе 17-й мостовой бригады дорожных войск Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации был сформирован 100-й отдельный мостовой батальон. В соответствии с Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 сентября 2006 г. № 294-СФ и Указом Президента РФ от 2 октября 2006 года № 1059 100 омостб был передислоцирован в Ливан и с 9 октября приступил к восстановлению разрушенных мостовых переходов на автомобильных дорогах страны.

По согласованию с ливанской стороной батальону была поставлена задача строительства шести автомобильных мостов из штатных мостовых конструкций, находящихся на обеспечении дорожных войск Тыла Вооруженных Сил РФ. Районы действий батальона, очередность восстановления мостовых переходов предлагались ливанцами.

Это были объекты в южной части Ливана, наиболее пострадавшей в ходе проведения операции вооруженных сил Израиля. Их восстановление имело целью наладить сообщение отдаленных горных районов с промышленными и культурными центрами страны. Мы видели и понимали, что большинство восстанавливаемых нами мостов - это единственная возможность обеспечить жителей населенных пунктов топливом, продовольствием, другими товарами первой необходимости в преддверии наступающей зимы.

Поставленная задача личным составом батальона была выполнена и даже перевыполнена. Вместо запланированных первоначально шести мостов были построены девять общей протяженностью 530 м.

Восстановлены мостовые переходы:

  • Абу-Зибле через реку Нахр эль-Хазбони в районе н.п. Слайвб (95,2 м);
  • эд-Дамур через реку Нахр эд-Дамур в районе н.п. эль-Катеа (95,2 м);
  • Тир через реку Нахр эль-Литани в районе н.п. эль-Касмия (40,2 м);
  • Шакка через реку Нахр эль-Хазбони в районе н.п. Сук эль-Хан (49,8 м);
  • Альман через реку Нахр эль-Авали в районе н.п. Альман (40,2 м);
  • Каккая через реку Нахр эль-Литани в районе н.п. эз-Зиккия (57,5 м);
  • Хардали через реку Нахр эль-Литани (74,5 м);
  • эд-Дамур-2 через реку Нахр эд-Дамур в районе н.п. эль-Хэмра (65,2 м);
  • Хаджи через реку Нахр эз-Захрани в н.п. Мазраат эль-Мухайила (17,4 м).

Российские военнослужащие за работой

В ходе строительства было перевезено более 7,5 тыс. т различных грузов, уложено более 500 м3 бетона, забито около 100 свай. Кроме того, построено в щебеночном исполнении более 1,5 км подъездов к мостам, выполнено земляных работ в объеме 5,5 тыс. м3.

– Что позволило перевыполнить поставленную задачу?

– Во-первых, в Ливан был отправлен личный состав одного из наших лучших соединений – 17-й мостовой бригады. Ее военнослужащие в 1999–2000 гг. участвовали в восстановлении мостов через реки Аргун и Терек в Чеченской Республике. В 2005 году 17-я мостовая бригада принимала участие в учениях по наведению наплавного моста через реку Ока, длиной 200 м, в 2006 году бригада участвовала в специальных тыловых учениях Северного флота.

Для выполнения задачи в Ливанской Республике были отобраны лучшие офицеры, прапорщики, сержанты и солдаты. Из них сформировали 100-й отдельный мостовой батальон, который с честью выполнил свою задачу. Кроме лучших специалистов мы взяли с собой лучшую технику, которая работала безотказно.

Во-вторых, ливанская сторона проявила большую заинтересованность в нашей помощи и сделала все, чтобы мы ни в чем не нуждались и могли спокойно выполнять свою работу.
Строительство моста – это в первую очередь выполнение большого объема подготовительных работ по обустройству береговых и промежуточных опор. Здесь требуется большой объем земельных работ. На том грунте (скальный грунт) работать было сложно. Но ливанская сторона подключила свою технику, свои подрядные организации, и это, конечно, сыграло свою роль в получении конечного результата.

Третье – это то, что стояла хорошая погода, что было удивительно для этого региона, так как ноябрь в Ливане – сезон дождей. Естественно, во время проведения рекогносцировки и планирования наших работ мы учитывали и погодный фактор, но природа оказалось на нашей стороне.

Генерал-лейтенант Иван Цыганков проводит рекогносцировку

– Как осуществлялось взаимодействие с ливанской стороной, какие проблемы пришлось решать в ходе выполнения поставленной задачи?

– Во-первых, я бы хотел отметить, что мы ехали туда не сами по себе, а по обращению ливанской стороны для оказания помощи. Когда ливанское руководство узнало о том, что решение об отправке принято, то восприняло это, можно сказать, с радостью. Почему?

Потому что, если говорить о том, в каком состоянии находится там транспортная инфраструктура, то отмечу, что, мягко говоря, в очень плохом. По сути дела, из 200 мостов (средних и больших) две трети разрушены, а в южной части Ливана – разрушены практически все мосты.

Поэтому решение нашего руководства о восстановлении транспортной инфраструктуры Ливана на всех уровнях было воспринято положительно. Соответственно и отношение к нам, конечно же, было тоже положительным.

Уже на первой встрече, когда мы только прибыли в Ливан, премьер-министр Ливанской Республики господин Синьора пригласил командующего Вооруженными силами генерала Слеймана, министра общественных работ и транспорта господина Саффади и сказал, что именно их ведомства отвечают за взаимодействие с Вооруженными Силами РФ в плане обеспечения выполнения нами возложенных задач.

Все эти вопросы решались на высоком организационном уровне и в министерстве общественных работ и транспорта, и в командовании Вооруженными силами.

Много и плодотворно работали с нами заместитель министра общественных работ и транспорта Фади Намар, руководители региональных управлений Хайдус Ахмад и Таниус Булиус.

Взаимодействие с министерством осуществлялось по широкому кругу вопросов – от предоставления земельных участков для временного размещения подразделений батальона в ходе выполнения задач до первоочередного выделения строительных материалов и техники при производстве работ.

Успешному выполнению задач способствовало также хорошо налаженное взаимодействие с Вооруженными силами Ливана, в первую очередь по обеспечению безопасности нашего пребывания на ливанской земле.

Особенно много и полезно работали в решении этого важнейшего для нас вопроса командующий ливанской армией генерал Мишель Слейман, начальник Генерального штаба Вооруженных сил Ливана генерал Масри, заместитель начальника Генерального штаба ВС Ливана бригадный генерал Джорж Массад, офицер Генерального штаба ВС Ливана полковник Кассен Джамуль.

– А как обеспечивалась безопасность российского воинского контингента? Как проявили себя военнослужащие батальонов «Запад» и «Восток» 42-й мотострелковой дивизии, на которых были возложены задачи по охране?

– Прежде всего вопросы охраны района расположения батальона, мест выполнения задач мостовыми подразделениями, обеспечения безопасности личного состава в ходе движения автомобильных колонн организовывались и решались ливанской стороной с высокой ответственностью во взаимодействии с другими силовыми и правоохранительными структурами Ливанской Республики. Мы благодарны ливанской стороне за проделанную большую работу по обеспечению нашей безопасности.

Но все же основной упор в организации и проведении этого вида деятельности мы делали на свое штатное подразделение – роту охраны, сформированную на базе батальонов «Запад» и «Восток» 42 мcд Северо-Кавказского военного округа.

При этом ливанская сторона обеспечивала внешний контур охраны, а внутри его, в непосредственной близости и во взаимодействии с личным составом мостовых подразделений, действовали военнослужащие роты охраны.

Высокий профессионализм, решительность и ответственность за качественное выполнение поставленной задачи личного состава роты охраны, организованность в действиях всех военнослужащих батальона позволили исключить случаи силового воздействия экстремистских группировок на подразделения как в районах расположения, так и в ходе перемещения к местам строительства мостов.

Личный состав роты охраны проявил себя с наилучшей стороны во всех видах деятельности – от обустройства и организации полевого быта до оценки обстановки, принятия конкретных решений. При этом военнослужащие демонстрировали хорошую полевую выучку, высокую профессиональную подготовку и сплоченность.

Материал подготовил Алексей МУХИН при содействии Службы информации и общественных связей Тыла ВС РФ
Российское военное обозрение, № 1 (36) январь 2007

2006-2013 "История США в документах"