НОВОРОССИЙСКАЯ ВМБ: ДИНАМИКА ФЛОТСКОГО РОСТА

НОВОРОССИЙСКАЯ ВОЕННО-МОРСКАЯ БАЗА (НВМБ) создавалась в переходные 1990-е годы. В трудных условиях того времени мало кто верил, что из новороссийского проекта что-то получится… Но, как показало время, Черноморское побережье Краснодарского края стало перспективным и приоритетным плацдармом развития инфраструктуры ВМФ на юге России.

Сегодня даже самые откровенные скептики признают: Новороссийская ВМБ – флотское объединение, наиболее динамично развивающееся в общей структуре ВМФ.

В чем секрет такой завидной динамики? Об этом и многом другом в канун 13-й годовщины Новороссийской ВМБ рассказывает ее командир вице-адмирал Сергей МЕНЯЙЛО.

Меняйло Сергей Иванович родился 22 августа 1960 г. в г. Алагир Северо-Осетинской АССР (ныне – Республика Северная Осетия – Алания). В 1983 г. окончил Краснознаменное Каспийское высшее военно-морское училище имени С.М. Кирова. Службу проходил в должностях: командир штурманской боевой части на базовом тральщике Кольской флотилии Северного флота, командир базового тральщика БТ-22, командир морского тральщика «Контр-адмирал Власов».
В 1990 г. был избран депутатом Мурманского областного Совета. После окончания в 1995 г. Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова занимал должности: начальник штаба – заместитель командира соединения кораблей Каспийской флотилии, командир соединения кораблей охраны водного района (с 1998 г.). По окончании в 2002 г. Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ назначен начальником штаба НВМБ.
Указом Президента РФ в 2005 г. назначен командиром Новороссийской военно-морской базы.

В состав Новороссийского военно-морского района (ВМР) вошли части и подразделения, выведенные с территорий Грузии и Украины после распада СССР, – рассказывает вице-адмирал Сергей Меняйло. – По большому счету, тогда перед ними стояла одна-единственная задача, решаемая, прежде всего, морской пехотой: высадиться, закрепиться на голом побережье, удержаться. Главным в ту пору было выжить, сохранить кадровый состав и технику.

Никакой инфраструктуры, военных городков для береговых частей, причалов для размещения военных кораблей в Геопорту Новороссийска не было. Надо было также учитывать, что мы пришли на территории городов и районов с устоявшейся инфраструктурой коммерческих портов. Чтобы что-то построить, нужны были земля, коммуникационные мощности. Отрадно, что в целом мы ощущали понимание важности решаемой задачи со стороны администраций городов и районов, что позволило начать строительные работы в соответствии с намеченным графиком.

Когда наиболее острые вопросы организационного устройства были решены, наступила очередь боевого слаживания. Уже в 1996 году экипаж морского тральщика «Железняков» достойно отработал задачи в ходе международных военно-морских учений «Си-Бриз-96». Весной 1997 года личный состав объединения участвовал в командно-штабном стратегическом учении «Редут-97», проходившем под руководством министра обороны РФ. Оценка, выставленная за учение, подтвердила, что командование ВМР способно эффективно управлять подчиненными силами в боевых условиях.

Масштабность задач, поставленных перед объединением, потребовала его дальнейшего реформирования. В 1997 году директивой начальника Генерального штаба ВС РФ Новороссийский ВМР был преобразован в военно-морскую базу (ВМБ), вошедшую в состав Черноморского флота.

Символично, что воссоздание Новороссийской ВМБ произошло через 50 лет после ее расформирования.

– Сергей Иванович, развитие Новороссийской военно-морской базы нашло свое отражение в федеральной целевой программе (ФЦП) «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в период 2005-2020 годов». В этом документе определены и сроки, и основные расходы по строительству флотских объектов. Удается ли выдерживать эту «генеральную линию»?

– Прежде всего я бы хотел отметить, что благодаря ФЦП нам удалось совершить настоящий прорыв в развитии оборудования территорий и подготовке объектов оборонной инфраструктуры. Это обширный, расписанный буквально по каждому объекту документ, в котором детально учтены потребности в строительстве всего флотского объединения.

На первом этапе (2005-2009 гг.) приоритетными стали строительство причального фронта для кораблей и судов в Геопорту Новороссийска, капитальное строительство военных городков для береговых войск со всей необходимой инфраструктурой.

Строительство причального фронта идет активными темпами

Строительство впечатляет не только уникальностью, но и завидными темпами. В 2005 году только для морской пехоты были построены и введены в эксплуатацию штаб двух подразделений, столовая на 255 посадочных мест, медицинский пункт, общежитие для военнослужащих-контрактников на 120 чел., хранилища техники, насосная станция пожаротушения, две подъездные дороги, контрольно-технический пункт парка техники, выполнены телефонизация, газификация и электрификация учебно-боевой площадки.

Не меньший объем строительных работ выполнен также и на территории военного городка отдельной береговой ракетно-артиллерийской бригады. До конца 2009 года военные строители должны полностью завершить строительство объектов базирования ракетно-артиллерийского соединения и отдельной части морской пехоты. Это соответствует срокам, определенным ФЦП.

В 2005 году, в соответствии с ФЦП, военные строители приступили к возведению причальных сооружений. Другими словами, масштабная стройка началась еще и на море.

– Насколько известно, многие гидротехнические объекты уникальны по своей задумке и никогда ранее не возводились…

Черноморское побережье Краснодарского края – приоритетный плацдарм развития ВМФ на юге России

– Это так. К примеру, строительство на глубинах до 30 м двух оградительных молов общей протяженностью около 2 км. К тому же конструкция мола усложнена в связи с тем, что в районе строительства – 9-балльная сейсмика, а на дне – 5-метровые залежи ила. Но найдены такие технические решения, которые обеспечивают и обеспечат впредь защиту кораблей, стоящих у причалов, от воздействия волновых режимов, юго-восточного ветра и пресловутой Боры.

Сегодня проблема в том, что корабли не могут быть обеспечены круглогодичной безопасной стоянкой у причалов. В период усиления ветра и волновых режимов экипажи вынуждены штормовать в море. А это, как вы понимаете, неоправданный расход технического ресурса, горючего и смазочных материалов.

Специалистами 26-го Научно-исследовательского центра ВМФ (г. Санкт-Петербург) разработана очередность строительства оградительных сооружений. В специальном научно-испытательном бассейне создан макет новороссийского Геопорта с предполагаемыми гидротехническими сооружениями, в определенном масштабе выполнены также макеты кораблей. При помощи специальных датчиков создается искусственная волна, в натуральных условиях проводится испытание воздействия волновых режимов на оградительные молы и изучается их влияние на безопасность стоянки кораблей.

В проектировании этих сооружений задействованы все лучшие научные силы России, работающие в области гидротехники, в том числе специалисты Московского инженерно-строительного института, Научно-исследовательского института Минобороны РФ и многие другие. Общее руководство научными разработками осуществляет 23-й Государственный морской проектный институт.

МПК «Касимов» – один из самых ходовых кораблей НВМБ

Помимо уникальных гидротехнических объектов, есть в списке заслуг военных строителей еще один особый объект: здание Постоянного координационного центра Черноморской военно-морской группы «Блэксифор», построенное всего за пять месяцев в пригородной черте Новороссийска. Центр оснащен самыми современными электронным оборудованием, средствами охраны и видеонаблюдения.

– Сергей Иванович, не так давно в Новороссийске прошло заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на котором рассматривался ход реализации уже упоминавшейся Вами ФЦП. Как оценена работа по ее реализации?

– Прежде всего было отмечено, что мероприятия по реализации федеральной целевой программы «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в период 2005-2020 годов» выполняются в соответствии с планом. Первый заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов отметил: «Радует, что срывов ни в финансировании, ни в строительстве нет. Качество строительства хорошее, поэтому есть надежда на то, что программа будет выполнена в срок».

– Как сообщали СМИ, на заседании Морской коллегии главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Масорин говорил о проблемных вопросах, требующих решения на правительственном уровне. Каких сфер они касались?

– Ставился вопрос по землеотводу. В частности, для полигона в районе мыса Железный Рог, где находится азотный терминал. В итоге, в связи с необходимостью состыковать вопросы перспективного развития промышленных предприятий и создания военной инфраструктуры, губернатору Краснодарского края было дано поручение найти компромиссное решение по зе-млеотводу. На сегодняшний день письмо от губернатора о положительном решении вопроса по землеотводу под обустройство военного полигона уже получено.
Второй проблемный вопрос, на котором остановился главком, – социальное строительство. Уже возведен целый микрорайон имени С.Г. Горшкова, но там нет ни одного детского сада, ни одной школы. Это создает дополнительную нагрузку на городские учреждения. Никто не отказывает в приеме наших детей в дошкольные учреждения и школы, но мы понимаем, что данный вопрос требует решения.

Командование НВМБ принимает парад по случаю Дня ВМФ

Это произошло потому, что в ходе согласования федеральной целевой программы с Минэкономразвития из нее были исключены средства на социальное строительство. Аргумент – «есть другие целевые программы». К примеру, «Школа и детство», по которой финансируется строительство школ и детсадов. Есть программа по созданию фонда служебного жилья, по которой финансируется строительство жилья для военнослужащих. В итоге средства ФЦП были четко рассчитаны исключительно на создание лишь системы базирования.

В результате мы три года не строили жилья, и лишь в этом году заложили два дома – в Новороссийске и Анапе – со сроком сдачи в конце года. Жилищное строительство будет продолжаться и дальше.

Тем не менее, я надеюсь, что социальное строительство все же будет включено в нашу ФЦП. Пока этот вопрос находится на рассмотрении в Правительстве РФ. Ведь прежде всего мы должны думать о людях, которые служат в подразделениях и частях нашей ВМБ. Они должны служить и жить в достойных условиях.

И третий проблемный вопрос – строительство мощной топливной базы в Геопорту – районе основного пункта базирования кораблей НВМБ. Без надлежащей топливной базы невозможно обеспечить должную боеготовность кораблей. Ведь корабль не автомашина – подъехать к заправочной станции не может. Поэтому топливная база должна находиться в непосредственной близости от моря. Соответственно необходимы и специализированные топливные причалы, где будут заправляться корабли.

Российская военная эскадра впервые вошла в Цемесскую бухту под командованием легендарного флотоводца вице-адмирала Михаила Лазарева в 1838 году. Военные моряки выбили из крепости Суджук-Кале турок и за полгода построили новые укрепления. В январе 1839 года новая морская база получила название Новороссийск – по официальному именованию Северного Причерноморья – Новороссия. В 1947 году Новороссийская военно-морская база была расформирована. Последующие полвека флотский причальный фронт играл роль района тылового обеспечения.

В начале 1990-х годов на фоне раздела Черноморского флота и сопутствующих проблем по размещению его российской части в Крыму Цемесская бухта вновь вернулась в перечень стратегических пунктов базирования Российского ВМФ. 8 сентября 1994 г. Правительство РФ приняло постановление о формировании Новороссийского военно-морского района и создании системы базирования сил ВМФ. В 1997 году директивой начальника Генерального штаба ВС РФ Новороссийский ВМР был преобразован в военно-морскую базу, вошедшую в состав Черноморского флота.

Пока же заправка производится «с колес»: топливо подвозится автомобильной техникой. Но это – малые объемы, которыми мы обеспечиваем текущие потребности. А если понадобятся массовая заправка кораблей и, соответственно, большие объемы топлива, то заправка «с колес» станет абсолютно неприемлемой и экономически, и с учетом временного фактора.

Морской коллегией рассмотрен также вопрос развития судоремонтной базы на территории Краснодарского края. Такая необходимость уже давно назрела, тем более, что есть реальная возможность использования уже имеющейся базы судоремонтных заводов в Новороссийске и Туапсе. Но для их развития и эффективного функционирования необходим перспективный государственный оборонный заказ на производство комплексных судоремонтных работ кораблей ВМФ, в том числе – Черноморского флота.

Сергей Иванов поручил Морской коллегии создать специальную подкомиссию и проработать вопрос развития судоремонтной базы на побережье Краснодарского края не только для кораблей Черноморского флота, но и для судов других портовых ведомств.

– Сергей Иванович, с какими результатами подходит Новороссийская военно-морская база к своей очередной годовщине?

– К празднику личный состав базы подходит с хорошими результатами. За первое полугодие значительно вырос уровень боевой оперативной подготовки. Выполнено большинство задач, в том числе: участие сил базы в международных учениях «Черноморская гармония»; боевая служба малого противолодочного корабля (МПК) «Касимов», оцененная на «отлично»; экзамен инспекции Тыла Вооруженных Сил РФ. Мы участвовали и в боевой работе – наши специалисты обезвредили около 100 ед. взрывоопасных предметов в акватории бухты Новороссийска. При выполнении этих задач личный состав проявил мужество, высокую выучку. Ряд военнослужащих представлен к государственным наградам.
В феврале на полигоне в районе мыса Железный Рог Таманского полуострова прошло межвидовое учение береговых войск НВМБ и 7-й десант-но-штурмовой дивизии ВДВ. В рамках единой задачи «Противодесантная оборона морского побережья» береговые войска базы и десантники отработали взаимодействие на едином тактическом фоне. Это – второе учение подобного рода. Первое состоялось осенью прошлого года.

Морские пехотинцы нашей базы провели также полевой выход с выполнением учебно-боевых упражнений в условиях горно-лесистой местности. Отрабатывались также задачи по погрузке военной техники и посадке личного состава на десантный корабль.

В апреле моряки-новороссийцы обеспечили морские глубоководные испытания аэромобильного комплекса «Пантера-Плюс» и необитаемого подводного аппарата.

– Каковы ближайшие перспективы развития базы?

– Самые большие. Новороссийская военно-морская база – самое молодое и наиболее динамично развивающееся объединение Военно-морского флота. Темпам и качеству обустройства с использованием эксклюзивных и оригинальных технологий, применяемых на нашей базе, сегодня в российском ВМФ аналогов нет.

Постепенно обновляется корабельный состав. В этом году мы получаем новый морской тральщик «Адмирал Захарин», рейдовый буксир, катер связи, корабельный щит для отработки учебно-боевых упражнений в море, десантный катер.

На втором этапе строительства (2010-2015 гг.) – продолжится создание базовой инфраструктуры флота на территории Краснодарского края. Завершение строительства объектов, естественно, будет вызывать необходимость корректирования и штатной численности соответствующих подразделений. Помимо этого будет развиваться и совершенствоваться структура тыла, объектов вооружения и авиации флота, объектов береговых войск. На мысе Железный Рог начнется строительство объектов обеспечения безопасности мореплавания.

Контроль за соблюдением сроков и качеством выполняемых работ ведется на всех уровнях государственных структур: от Счетной палаты РФ, Федеральной службы по оборонному заказу, инспекций Минобороны России – до инспекций администрации региона базирования.

Одним словом, наша деятельность находится под пристальным вниманием государственных структур различного уровня. Одновременно нам оказываются большое доверие и всесторонняя помощь. Все это накладывает ответственность и вселяет веру в то, что мы обустроимся и создадим такую инфраструктуру, какой нет сегодня ни в одном объединении Военно-морского флота.

Подготовили Андрей ТАРАМАН и Роман ФОМИШЕНКО
Российское военное обозрение, № 9 (44) сентябрь 2007

2006-2013 "История США в документах"