Оценивая сделанное

Предварительные итоги реализации ФЦП

Генерал-полковник Василий СМИРНОВ,
начальник Главного организационно-мобилизационного
управления – заместитель начальника
Генерального штаба Вооруженных Сил РФ

В ГЛАВНОМ ОРГАНИЗАЦИОННО-МОБИЛИЗАЦИОННОМ УПРАВЛЕНИИ Генерального штаба ВС РФ во взаимодействии с другими органами военного управления Министерства обороны РФ и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти продолжается работа по выполнению задач, поставленных руководством страны в области военного строительства. Одна из важнейших задач в этом направлении – реализация Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы.

Смирнов Василий Васильевич родился 30 марта 1950 г. в с. Пыщуг Костромской области. Окончил высшее военное училище, Военную академию имени М.В. Фрунзе, Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил. Службу проходил в должностях: командир взвода, роты, батальона, начальник штаба – заместитель командира полка, старший офицер-оператор, заместитель начальника направления, начальник направления, заместитель начальника управления, начальник управления, заместитель начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба ВС РФ. С 2002 г. – начальник Главного организационно-мобилизационного управления – заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Доктор военных наук.

Ходом реализации данной Программы интересуются не только постоянные читатели журнала «Российское военное обозрение». Мы получаем много писем от граждан нашей страны с просьбой рассказать о том, как осуществляется процесс перевода соединений и воинских частей на контрактную основу. О чем, собственно, я и хочу проинформировать читателей журнала.

Что уже сделано?

За три с половиной года реализации программных мероприятий в Вооруженных Силах РФ на контрактный способ комплектования переведено более 60 соединений и воинских частей Сухопутных войск, Воздушно-десантных войск и морской пехоты Военно-морского флота.

В текущем, завершающем, году реализации Программы на этот способ комплектования мы переводим еще 19 соединений и воинских частей. Хочу отметить, что их перевод осуществляется в соответствии с планом – графиком обустройства и комплектования, согласно которому строительство солдатских общежитий планируется завершить в сентябре, а комплектование должностей солдат и сержантов – в декабре этого года.

В соответствии с Программой мы должны укомплектовать более 125 тыс. должностей солдат и сержантов в соединениях и воинских частях, переведенных и переводимых на контрактную основу. На сегодняшний день в них уже проходят военную службу по контракту более 88 тыс. человек.

По завершении всех мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой, к 1 января 2008 г. в Вооруженных Силах страны на должностях сержантов и солдат будет около 45% военнослужащих-контрактников от их общего числа.

В рамках Программы предусматривается коренным образом изменить условия расквартирования военнослужащих-контрактников. С этой целью построено и реконструировано более 340 общежитий упрощенного типа и с жилыми ячейками. В них военнослужащие-контрактники проживают в комнатах по три-четыре человека. В общежитиях имеются учебные классы, спортивные уголки для занятий спортом, комнаты досуга и комнаты (уголки) психологической разгрузки для отдыха, а также ряд других помещений бытового назначения (для стирки и хранения личных вещей, разогрева пищи и др.).

Для организации досуга военнослужащих-контрактников уже введено в строй более 80 объектов социального и культурно-бытового назначения. При этом в некоторых из них применен принцип культурно-досуговых центров, в основу которого заложена модульность предоставления услуг в области культуры, спорта, отдыха и досуга (спортивно-тренажерный зал, сауна, боулинг, киноконцертный зал, бильярдная, библиотека с читальным залом).

Создана стройная система отбора и подготовки кандидатов при приеме на военную службу по контракту. Об этом свидетельствует положительная динамика процессов комплектования соединений и воинских частей военнослужащими-контрактниками. Так, еще в 2004 году были проведены организационные мероприятия, в соответствии с которыми в военных комиссариатах муниципальных образований были созданы пункты предварительного отбора граждан на военную службу по контракту, в военных комиссариатах субъектов Российской Федерации – пункты отбора и отправки граждан, а в состав органов военного управления объединений, соединений и воинских частей были включены подразделения и отдельные должности, занимающиеся планированием комплектования войск военнослужащими-контрактниками и отбором кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа граждан, пребывающих в запасе и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Объем задач, решаемых этими подразделениями, впечатляет. Судите сами, только в 2006 году в ходе выполнения мероприятий по отбору граждан на военную службу было проведено собеседование с более 358 тыс. потенциальными кандидатами, отобрано и направлено в войска более 62 тыс. человек.

Контрактник – это военнослужащий, который избрал военное дело своей профессией. Именно поэтому нами разработаны, приняты и применяются на практике программы боевой подготовки подразделений, укомплектованных военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в Сухопутных и Воздушно-десантных войсках, что позволит обеспечить постоянное наращивание уровня подготовки солдата-контрактника из года в год, и, в конечном итоге, даст возможность иметь на должностях сержантов и солдат настоящих профессионалов военного дела.

Для совершенствования боевой подготовки и материально-технического обеспечения соединений и воинских частей, переводимых на контрактную основу, в войсках построено более 30 учебных объектов для проведения занятий, осуществляется восстановление 150 полигонов армейского, дивизионного (бригадного) подчинения. В целях создания необходимых условий для качественной организации и проведения боевой подготовки в этих соединениях и воинских частях мы дополнительно ввели более 3,3 тыс. должностей гражданского персонала, тем самым освободив контрактников от исполнения обязанностей, не связанных с боевой (специальной подготовкой) и их должностными обязанностями.

За счет внедрения в ряде воинских частей нового метода организации питания через предприятия общественного питания на конкурсной основе, значительно повысились культура обслуживания военнослужащих-контрактников, а также качество приготавливаемых блюд.

Подготовлен проект Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении «Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации», в которых предусмотрена специфика прохождения военной службы военнослужащими-контрактниками. В настоящее время проект Указа прошел процедуру согласования с заинтересованными органами военного управления и Минюстом России.

Совершенствование законодательной базы

Считаю необходимым отметить и то, что за время реализации Программы Минобороны России совместно с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации проделана большая работа по совершенствованию законодательной базы привлекательности военной службы по контракту.

Приняты законодательные и нормативные правовые акты, в соответствии с которыми военнослужащим-контрактникам предоставлено право:

  • на приобретение жилья посредством участия в накопительно-ипотечной системе кредитования (внесены изменения в Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Для читателей, интересующихся этим вопросом, и потенциальных кандидатов, которые рассматривают возможность связать свою судьбу с Вооруженными Силами, скажу, что военнослужащим, участвующим в накопительно-ипотечной системе кредитования в 2007 году на их счет будет зачислено уже более 82 тыс. рублей. В 2006 году эта сумма составляла только 40,6 тыс. рублей. Как видите, проблемы обеспечения военнослужащих жильем постоянно находятся в поле зрения государства;
  • внеконкурсного поступления в высшие или средние образовательные учреждения и обучения в них по очно-заочной (вечерней) или заочной формам обучения (постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. № 78 «О порядке обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в гражданских образовательных учреждениях высшего или среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений».

Военнослужащим-контрактникам также определена денежная компенсация на каждого военнослужащего и на каждого члена семьи вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом, а также предусмотрена оплата проезда к месту использования основного отпуска и обратно в размерах фактических расходов военнослужащего и членов его семьи (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. № 808).

Кроме того, за годы реализации Программы удалось поднять уровень материального стимулирования военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, выполняющих боевые задачи в составе ограниченной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона.

Вместе с тем, повышается и уровень ответственности военнослужащих-контрактников. Одной из мер такого характера является введение испытания при поступлении на военную службу по контракту, в ходе которого проверяется соответствие кандидата требованиям федеральных законов, общевоинских уставов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих общие, должностные и специальные обязанности военнослужащего.

Нужны дополнительные меры

Как видите, сделано немало. Вместе с тем, нельзя не сказать и о том, что тех условий, которые мы создали для солдат и сержантов в рамках реализуемой ныне Программы, конечно же недостаточно для решения всех вопросов, связанных с привлекательностью военной службы по контракту. Для того, чтобы мы могли привлечь на военную службу большее количество кандидатов и иметь возможность отобрать среди них лучших, профессия военного должна котироваться на рынке труда. Поэтому нам уже сейчас необходимо принять ряд дополнительных мер, направленных на повышение ее привлекательности в целях создания условий для заключения военнослужащими вторых и последующих контрактов.

Для этого, в первую очередь, необходимо служебное жилье для семейных сержантов и солдат. Нужно строить новые и реконструировать действующие объекты учебной материально-технической базы, парковые зоны для хранения вооружения и военной техники, а главное - повышать материальную заинтересованность контрактников.

Работа в этом направлении уже ведется. Выполнить перечисленные мероприятия мы планируем в рамках разрабатываемых в Минобороны России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти федеральных и ведомственных целевых программ, финансируемых государством на основе долгосрочного бюджетного планирования.

Что касается повышения материальной заинтересованности контрактников, то оно будет осуществляться в рамках общего повышения денежного довольствия военнослужащих всех категорий. Кроме того, прорабатываются и другие меры материального стимулирования сержантов и солдат, которые сегодня находятся в стадии согласования с соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Так, нами предлагается ввести дифференцированный стимул для различных категорий военнослужащих в зависимости от имеющихся у них военно-учетной специальности, степени загруженности и классной квалификации, выплаты для водителей различных категорий и других специалистов наукоемких профилей, а также распространить на военнослужащих-контрактников, заключивших первый контракт сроком на три года, выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости, выплаты при заключении новых контрактов, устанавливаемые дифференцированно в зависимости от сроков заключения контрактов (от трех до 10 лет и более), и установить единовременные выплаты за прохождение военной службы в течение срока, установленного контрактом.

По нашему мнению, реализация на практике наших инициатив позволит существенно повысить привлекательность военной службы по контракту, и желающих связать свою жизнь с армией заметно прибавится.

В заключении хотел бы подчеркнуть, что полная реализация программных мероприятий позволит нам планомерно заместить военнослужащими-контрактниками должности сержантов и солдат в соединениях и воинских частях постоянной готовности. Тем самым, в составе Вооруженных Сил мы будем иметь оптимальное количество соединений и воинских частей с современным вооружением и военной техникой, которые могли бы в любой момент выполнить поставленные задачи без проведения каких-либо дополнительных мероприятий.

Российское военное обозрение, № 6 (41) июнь 2007

2006-2013 "История США в документах"